Звоните нам:
8 983 281 09 59 |
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
Бонусные баллы: налоговый аспект
Бонусные баллы: налоговый аспект
Одна из форм стимулирования покупателей — начисление бонусных баллов, которые затем можно использовать для оплаты стоимости товаров (работ, услуг). Облагать НДФЛ такой вид скидки не надо. При расчете налога на прибыль их можно учесть в расходах, так недавно сообщил Минфин России.
Финансовое ведомство в очередной раз обратилось к теме бонусных баллов*(1). В своем работники Минфина России рассмотрели налоговые последствия по НДФЛ и налогу на прибыль в ситуации, когда продавец начислял покупателю (пассажиру), оплачивающему поездку железнодорожным транспортом, баллы в зависимости от расстояния, на которое он едет. НДФЛ Получение скидки при оплате билетов (получение самого билета) в компании, занимающейся перевозками, за баллы, начисляемые за предыдущее приобретение билетов, не является доходом физического лица. Таково мнение финансистов. Без сомнения, данный вывод не может не радовать. Однако разберемся с логикой Минфина России. При определении базы по НДФЛ учитывают все доходы, полученные в натуральной форме*(2). К ним относят полученные товары, работы, оказанные в интересах физического лица услуги на безвозмездной основе*(3). Граждане для получения таких баллов должны произвести расходы по оплате билетов. Безвозмездно полученные товары (работы, услуги) отсутствуют. Поэтому работники ведомства приходят к выводу, что дохода, облагаемого НДФЛ, у получателя таких баллов не возникает. Следует отметить, что данное мнение было высказано не впервые. Ранее в Минфине России придерживались аналогичной точки зрения*(4). Однако налоговое ведомство пришло к другим выводам*(5). В основу письма налоговиков легла следующая ситуация. Банк в рамках накопительной бонусной программы предоставляет участникам программы — физическим лицам возможность получить бонусные баллы за совершение расходных операций со своих счетов банковскими картами банка и обменять начисленные баллы на бонусные вознаграждения. В ФНС России пришли к выводу, что товары, полученные физическим лицом при выполнении условий такой программы, являются доходом в натуральной форме. Тогда компания — источник выплаты обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ*(6). По нашему мнению, такая позиция налоговиков ошибочная. Как и в случае приобретения железнодорожных и авиабилетов, физическое лицо несет определенные расходы, используя в качестве платежа банковскую карту. Полагаем, что у налогового ведомства не было оснований говорить о возникновении у него дохода в натуральной форме. Вскоре после рассматриваемого письма из-под пера финансистов вышли аналогичные разъяснения*(8). Налог на прибыль Работники Минфина России пришли к выводу, что затраты фирмы, связанные как с реализацией программ лояльности, так и со стимулированием клиентской активности, надо рассматривать как произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Тогда их можно учитывать при расчете налога. При этом сказанное справедливо только в том случае, если эта деятельность непосредственно направлена на привлечение в компанию большего числа клиентов и на сохранение имеющихся*(9). Сложившуюся позицию Минфина России можно назвать весьма лояльной. Есть письмо ведомства*(10), которое практически слово в слово совпадает по содержанию с рассматриваемым нами письмом. Для оценки направленности деятельности на получение дохода Минфин России рекомендует воспользоваться позицией КС РФ*(11). Отметим, что оценка понятий «обоснованные затраты», «экономически оправданные затраты» и «направленность деятельности на получение дохода» была дана КС РФ и в ряде других определений*(12). Так, по мнению судей, законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат фирмы, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов. Законодатель предоставил фирмам возможность самостоятельно определять в каждом конкретном случае, относятся те или иные не поименованные в главе 25 Налогового кодекса затраты к расходам в целях налогообложения либо нет*(13). Судьи указали также, что бремя доказывания необоснованности расходов фирмы возложено на налоговиков*(14). Что касается определения размера налоговой базы, то, по нашему мнению, при реализации физическим лицам товаров по ценам с учетом скидок, эквивалентных сумме баллов, ими накопленных при совершении предыдущих покупок, базу по налогу на прибыль определяют с учетом указанных скидок. В Минфине России согласны с такой позицией*(15). Судьи также приходят к выводу, что базу по налогу на прибыль надо определять с учетом предоставленных клиенту скидок*(16). Пример В учете продавца в такой ситуации будут сделаны следующие записи:
К. Завьялов,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор «Актуальная бухгалтерия», N 7, июль 2012 г. *(1) письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-06/6-84 |