Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 983 281 09 59
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Неотделимые улучшения объектов аренды: налог на имущество
Неотделимые улучшения объектов аренды: налог на имущество
На что обратить внимание при налогообложении неотделимых улучшений арендованной недвижимости, в том числе в ситуации, когда база по такому объекту определяется как кадастровая стоимость.

С 1 января 2013 года*(1) налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из среднегодовой стоимости:
— недвижимого имущества;
— движимого имущества, принятого на учет в качестве основного средства до 1 января 2013 года.
При исчислении налога на имущество учитываются объекты, принятые на баланс в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета*(2).

На текущий момент основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет объектов основных средств, является ПБУ 6/01 «Учет основных средств»*(3). В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Данная формулировка подразумевает учет таких капитальных вложений (неотделимых улучшений) на балансе арендатора до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю, поскольку именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды. Обязанность арендатора по отражению неотделимых улучшений в бухучете в составе основных средств и уплате налога на имущество подтверждена Высшим Арбитражным Судом РФ*(4).

Для исключения ошибок при определении налоговой базы по налогу на имущество (но и не допуская излишней уплаты налога) бухгалтер должен правильно квалифицировать:
— объект аренды, в котором производятся улучшения, в качестве движимого или недвижимого имущества;
— вложения в арендованное имущество в качестве отделимого или неотделимого улучшения.

Движимое и недвижимое имущество

Данные понятия приведены в статье 130 Гражданского кодекса. К недвижимым вещам (недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В том числе это здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

Под зданием, в соответствии с законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»*(5), понимается «результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения…». В свою очередь, система инженерно-технического обеспечения в Законе N 384-ФЗ определена как «одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности»*(6).

В связи с этим под объектом недвижимости следует понимать единый конструктивный объект как совокупность всех объектов, включаемых в инженерно-техническое обеспечение здания.

Представители Минфина России считают, что капвложения арендатора в арендованный объект недвижимости, принятые им на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, подлежат налогообложению до их выбытия, поскольку не являются движимым имуществом (т.е. положение подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ на них не распространяется*(7)). Заметим также, что если арендатор произвел капвложения в арендованный объект недвижимого имущества по местонахождению своего обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, то налог на имущество уплачивается и налоговая декларация представляется по местонахождению организации-арендатора*(8).

В отношении капитальных вложений в арендованный объект арендатор должен уплачивать налог на имущество до их передачи арендодателю либо до возмещения последним их стоимости.

В связи со всем вышеизложенным повышаются требования к правильной квалификации производимых на арендованном объекте улучшений. Тем более что в этом заинтересованы обе стороны — арендатор и арендодатель.

Отделимые и неотделимые улучшения

Все улучшения арендованного имущества подразделяют на отделимые и неотделимые. При этом, как и в случае с движимым и недвижимым имуществом, налоговое законодательство не дает определения этим терминам — они приведены в Гражданском кодексе. Так, в силу пункта 2 статьи 623 данного кодекса основным критерием различия отделимых и неотделимых улучшений является возможность отделения первых от объекта аренды без причинения вреда, причем отделимые улучшения можно использовать отдельно.

Неотделимые улучшения, несмотря на то что они учитываются в течение срока аренды на балансе арендатора, фактически являются собственностью арендодателя (если иное не предусмотрено договором аренды)*(9).

Стоимость капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором и переданных им арендодателю по окончании срока аренды, в доходах арендодателя не учитывается*(10). В этой связи грамотная квалификация производимых на арендованном объекте улучшений позволит и арендодателю избежать рисков доначисления налога на прибыль (в случае, если переданные улучшения будут квалифицированы налоговыми органами как отделимые). Поэтому целесообразно заранее согласовывать с арендодателем перечень неотделимых улучшений, которые в дальнейшем будут передаваться на баланс арендодателя (с возмещением затрат или без него).

На практике вопрос о том, какие работы относить к отделимым, а какие — к неотделимым, в большинстве случаев является спорным, о чем свидетельствуют многочисленные судебные разбирательства*(11). При этом возникают коллизии, когда один и тот же тип улучшений в арендованное имущество один суд признает отделимым, а другой — неотделимым. Так, например, постановлением ФАС Центрального округа*(12) установка системы безопасности, системы кондиционирования и вентиляции, монтаж структурированной кабельной сети в арендованном помещении были признаны неотделимыми улучшениями, в то время как Десятый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении *(13) признал аналогичные объекты отделимыми улучшениями.

Учитывая сложность самостоятельной квалификации бухгалтерами вида производимых организацией улучшений в арендованный объект, а также неоднозначность в понимании данного вопроса плательщиками и налоговыми инспекциями, можно посоветовать: в спорных случаях запрашивайте у подрядчика документальное подтверждение отделимости либо неотделимости производимых или уже произведенных улучшений (например, в форме письменного заключения).

Как правило, вопросы по квалификации отделимое/неотделимое относятся к улучшениям, произведенным в арендованном организацией помещении (офисном, складском, торговом и т.п.), расположенном в здании. Ниже в таблице приведен перечень часто встречающихся работ, осуществляемых организациями в арендованных помещениях (зданиях). По нашему мнению, основываясь на схожести критериев, установленных гражданским законодательством и отличающих движимое/недвижимое имущество и отделимые/неотделимые улучшения (возможность перемещения без нанесения ущерба), при квалификации улучшений, произведенных организацией в арендованное имущество, бухгалтер вправе также принимать во внимание нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества.

Если база арендованного объекта — кадастровая стоимость

Напомним, что с 1 января 2014 года действует новое правило, согласно которому база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов определяется как их кадастровая стоимость. Такими отдельными объектами признаются торговые и административно-деловые центры, офисы, точки общепита и некоторые другие виды недвижимости*(14). В Москве, например, в 2014 году вышеуказанный порядок действует в отношении собственников торговых и офисных помещений общей площадью свыше 5 тыс. кв. метров. А с 2015 года, согласно законопроекту, рассматриваемому в Мосгордуме, налог с кадастровой стоимости будут платить владельцы недвижимости площадью более 3 тыс. кв. метров.

В своем письме от 19 февраля 2014 года N 03-05-05-01/6958 Минфин России рассмотрел вопрос о порядке исчисления налога на имущество в отношении произведенных арендатором неотделимых улучшений объекта, база по которому определяется как кадастровая стоимость. Специалисты Минфина России считают, что в этом случае арендатор до передачи неотделимых улучшений арендодателю уплачивает налог на имущество с указанных капвложений на основании их среднегодовой стоимости в соответствии с бухгалтерским учетом.

Однако в комментариях к рассматриваемому письму Минфина России независимые эксперты указали на ряд вопросов, возникающих в связи с возможными практическими ситуациями, которые, в свою очередь, влекут определенные налоговые последствия. Например, срок проведения очередной кадастровой оценки объекта недвижимости попадает в период до окончания договора аренды (либо до передачи арендатором капвложений).

Изменится ли после проведения оценки налоговая база в целом по зданию, в отношении которого налог уплачивает арендодатель, или нет? А после передачи капвложений, не требующих «внеочередной оценки», арендодателю эти неотделимые улучшения не будут учитываться при налогообложении вплоть до проведения новой кадастровой оценки объекта недвижимости в целом?

В контексте данной статьи также представляют интерес разъяснения Минфина России по следующему вопросу.

Так, если здание облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, то сети и системы инженерно-технического обеспечения, являющиеся его неотъемлемой частью, по мнению финансистов, облагаются налогом в составе этого здания, в том числе если они учитываются как отдельные инвентарные объекты*(15). Исчислять в отношении таких сетей и систем инженерно-технического обеспечения налог на имущество на основе среднегодовой стоимости не требуется. Однако вопрос налогообложения аналогичных сетей и систем в случае, если они учитываются на балансе арендатора в качестве улучшений арендованного имущества, в данном письме не рассматривался.

Возможно, в дальнейшем Минфин России или ФНС России направят дополнительные официальные разъяснения в отношении вышеуказанных ситуаций.

Н. Гашеева,
руководитель отдела методологии и контроля качества
компании BDO Unicon Outsourcing

«Актуальная бухгалтерия», N 8, август 2014 г.


*(1) п. 1, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ
*(2) п. 1 ст. 374 НК РФ
*(3) утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01)
*(4) решение ВАС РФ от 27.01.2012 N 16291/11
*(5) Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (далее — Закон N 384-ФЗ)
*(6) подп. 21 п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ
*(7) письма Минфина России от 19.02.2014 N 03-05-05-01/6958, от 24.05.2013 N 03-05-05-01/18569, от 15.04.2013 N 03-05-05-01/12447, от 14.03.2013 N 03-05-05-01/7760
*(8) письмо Минфина России от 23.10.2013 N 03-05-05-01/44378
*(9) ст. 623 ГК РФ
*(10) подп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ
*(11) пост. ФАС МО от 17.01.2013 N Ф05-5659/11, ФАС ЦО от 07.04.2011 N Ф10-1189/11, ФАС ВСО от 04.12.2008 по делу N А33-1122/2008-Ф02-6062/2008 и др.
*(12) пост. ФАС ЦО от 07.04.2011 N Ф10-1189/11
*(13) пост. Десятого ААС от 03.02.2011 N 10АП-7759/2010
*(14) ст. 378.2 НК РФ
*(15) письмо Минфина России от 04.03.2014 N 03-05-05-01/9272