Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 983 281 09 59
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приостановление проверки: что должен знать налогоплательщик
Приостановление проверки: что должен знать налогоплательщик
По решению руководителя инспекции выездная проверка может быть приостановлена*(1). Вправе ли инспекторы осуществлять допрос работников проверяемой организации и вызывать ее представителей для дачи пояснений в период приостановления проверки? Да, отвечают чиновники*(2). При этом допрос должен проводиться вне территории проверяемой компании.

Разъяснения ФНС России не бесспорны. Проверяющие действительно вправе вызвать в качестве свидетелей всех без исключения работников налогоплательщика. Такой вывод поддерживается и большинством арбитражных судов. Исключений немного*(3), и применены они, как правило, в дополнение к более весомым аргументам.
С пояснениями же все несколько иначе, так как требовать их проверяющие вправе только у самого налогоплательщика*(4) (т.е. у руководителя, действующего по уставу). Вызывать других сотрудников, в том числе главного бухгалтера, для дачи пояснений налоговые инспекторы не вправе.

Отдельного внимания заслуживает то, что обосновать свою позицию в данном вопросе ФНС России пытается через внутриведомственные рекомендации для нижестоящих инспекций. Стоит напомнить, что такие рекомендации как для налогоплательщиков, так и для судов не имеют никакой силы. В связи с чем попытка «легализовать» применение таких рекомендаций за пределами ФНС России и нижестоящих налоговых инспекций выглядит более чем неуместной.

Перерыв в проверке также не приостанавливает представление копий документов по требованиям, полученным до такого перерыва. Однако также смущает способ аргументации — одна ссылка на постановление Пленума ВАС РФ*(5) без каких-либо собственных умозаключений.

Информация, которую инспекторы вправе/не вправе получить во время приостановления проверки

Вид требуемой информации Руководитель Главный бухгалтер Прочие работники
Документы*(6) X ?X ?X
Информация*(7) X V V
Пояснения*(8) ?V ?X ?X
Показания свидетеля*(9) ?V ?V ?V

 

Обозначения, используемые в таблице:
V — налоговая инспекция вправе получать такой вид информации
?V — предмет для судебного толкования, вероятнее всего, инспекция вправе получить такой вид информации
X — налоговая инспекция не вправе получать такой вид информации
?X — предмет для судебного толкования, вероятнее всего, инспекция не вправе получать такой вид информации

Д. Зайцев,
старший юрист компании DS Law
«Актуальная бухгалтерия», N 1, январь 2014 г.


*(1) п. 9 ст. 89 НК РФ
*(2) письмо ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@
*(3) пост. ФАС МО от 06.07.2011 N Ф05-29/11, ФАС ПО от 29.07.2010 N А65-23705/2009
*(4) подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ
*(5) пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57
*(6) ст. 93.1 НК РФ
*(7) ст. 93.1 НК РФ
*(8) подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ
*(9) ст. 90 НК РФ