Гарант-Сервис
Звоните нам:
8 983 281 09 59
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Возможно ли в ресторане в вечернее время…

Законодательство не запрещает предприятиям общественного питания самостоятельно определять и, соответственно, дифференцировать цены на предоставляемые ими в дневное и вечернее время услуги.

Обоснование вывода:
Оказание услуг общественного питания регулируется Гражданским кодексом РФ (в особенности главой 39 ГК «Возмездное оказание услуг»), Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702-729 ГК РФ) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик (в рассматриваемом случае — ресторан) обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу, назначение которой — удовлетворить бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить ее.
Подрядчик обязан до заключения договора предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, цене и форме оплаты, а также сообщить по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения (ст. 732 ГК РФ).
Эта информация доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.
Согласно ст. 781 ГК РФ оплата услуг осуществляется в порядке, предусмотренном договором. При этом действует принцип свободы договора, установленный ст. 421 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (органами местного самоуправления).
Таким образом, обязанность исполнителя оказывать какие-либо услуги по определенной цене (фиксированной либо изменяемой только в установленных пределах) должна быть предусмотрена в соответствующих нормативных актах. В иных случаях цена услуг определяется сторонами договора самостоятельно.
При установлении цены организации целесообразно руководствоваться Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Минэкономики РФ 06.12.1995 N СИ-484/7-982 (далее — Рекомендации), которые были доведены письмом Минэкономики РФ от 20.12.1995 N 7-1026.
Согласно п. 4.1. Рекомендаций свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки.
В предприятиях общественного питания цены на реализуемые продукцию и товары формируются исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию (товары) и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) или торговой надбавки и наценки (п. 4.7. Рекомендаций).
Размеры наценок на продукцию (сырье), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания, определяются с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, налога на добавленную стоимость, отчисляемого в бюджет (кроме продукции предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога), и обеспечения рентабельной работы этих предприятий.
Таким образом, организация свободна в определении цен на оказываемые услуги. Систему ценообразования организация разрабатывает самостоятельно в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами предоставляемых услуг. Система ценообразования закрепляется внутренними документами (например, положением о маркетинговой политике). К ним могут относиться такие организационно-распорядительные документы, как приказы или распоряжения руководителя организации.
Более высокие цены при ночной работе, как правило, оформляются путем введения специальной наценки. Одним из оснований установления такой наценки может выступать, например, требование Трудового кодекса РФ о повышенной оплате труда работников в ночное время (ст. 154 ТК РФ).